Фестиваль театров малых городов стал для участников отличной возможностью не только себя показать да на других посмотреть, но узнать что-то новое в актерском ремесле, а иногда – вспомнить лихие студенческие годы. Актеры малых театров со всей России поделились впечатлениями от образовательной программы фестиваля.
Пожалуй, самым популярным и зрелищным стал мастер-класс по фехтованию от старшего преподавателя кафедры пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина Владимира Гончарова.
Фехтование преподается в каждом театральном вузе, поэтому для участников звон рапир не в новинку. Однако, как отметил актер Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина Данила Сочков, навык владения телом, так называемое сценическое движение, которое заключается не просто в передвижении по сцене, а в определенных ударах, толчках и сценах боя, и так или иначе всегда используется актером.
«Иногда мы используем ну если не шпагу, то, условно, швабру, применяя навыки фехтования, сценического движения или сценического боя. Это база для актера. На сцене без этого никак», - отметил актер.
Из всех мастер-классов Данила Сочков отметил для себя курс по сценической речи, однако самое большое удовольствие получил от фехтования.
Одновременно плюсом и минусом всей образовательной программы стало то, что каждый урок каждого преподавателя плавно вытекал из пройденного накануне. Такой подход к обучению позволил актерам получить более системные знания. Однако, физически участвовать во всех мастер-классах, проходивших одновременно, просто не получалось. Поэтому зачастую актеры выбирали для себя какое-то одно направление.
Так, актриса Мичуринского драматического театра Анастасия Дьячкова выбрала мастер-класс «Телесная проявленность» хореографа, педагога и основателя физического театра «Toutle corps / Всем телом» Александра Шуйского.
Если переводить с «актерского» на русский, то телесная проявленность – это то, насколько громко или тихо, большим или маленьким актер может быть на сцене с точки зрения тела.
«Если совсем просто, то это ору я или шепчу на сцене, но только телом, - объяснил хореограф Александр Шуйский. – Вообще в рамках этого мастер-класса я решил поработать с темой искаженного диалога. У нас есть условный вербальный текст, который актер проговаривает про себя и ищет инструментарий для того, чтобы подробнее передать намерения, переживания и сам текст, но только через тело».
Все действо происходит в полной тишине. Актеры, разбившись на тройки, взяли конкретный отрывок из пьесы и стали интерпретировать его, используя лишь пластику своего тела, зрительный контакт и лишь изредка – хлопки в ладоши.
В отличие от фехтования, эта методика не преподается в вузах. Как образовательной программы ее в принципе пока не существует.
«Мы с моим танцдраматургом работаем над этим направлением три месяца, хотя сама идея появилась давно. Сейчас отрабатываем с моим коллективом. Есть такое понятие как «психологический жест» и «чистая форма танца». Сейчас я ищу способ все это скрестить и сделать из этого физический театр. Который по сути и не танцует, но и не в чистом виде «психологический жест». Чтобы это движение было чуть больше, чем просто жест», - рассказал Александр Андреевич.
Участникам фестиваля хореограф прямо сказал, что направление молодое и экспериментальное. Актеры для себя открывают новые навыки в движении тела, а педагог собирает отзывы и накапливает опыт, формируя будущую программу.
«Самое ценное в таких мастер-классах, что ты получаешь возможность открыть себя с другой стороны. Особенно, когда выходишь из зоны комфорта. Начинаешь двигаться по-другому, слышать по-другому, ощущать себя по-другому», - отметила актриса Мичуринского драматического театра Анастасия Дьячкова.
Девушка уже придумала, как будет использовать наработки, которые Александр Шуйский предложил на своем мастер-классе, в дальнейшем. Помимо прочего, Анастасия является еще и хореографом Мичуринского драматического театра, поэтому многие методы пригодятся ей и на этом поприще.