Впервые по России

Фото: magmetall.ru

В рамках юбилейного турне Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) под управлением Павла Когана дал единственный концерт в Магнитогорске.

Событие уникальное: один из самых именитых оркестров мира, руководимый великим наследником великой династии Коганов-Гилельсов, впервые отправился в провинцию больше чем на месяц. Поезда, автобусы, гостиницы - до 5 ноября оркестр даст более 20 концертов от Москвы до Владивостока, в котором и закончится тур, посвящённый 75-летию МГАСО.

В списке пунктов выступлений - сплошь столицы субъектов Федерации, и лишь два города областного подчинения: Набережные Челны и Магнитогорск, в котором музыканты дали девятый концерт своего тура. По словам директора МГАСО Всеволода Положенцева, приезд в Магнитогорск был обусловлен просьбой областной филармонии и лично губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. По дороге в Магнитогорск, рассказывают представители Магнитогорского концертного объединения, музыканты умилялись фактурности башкирских деревушек.

- Этот тур для нас очень важный и необычный, за 75 лет существования оркестр, посетивший больше 60 стран мира, никогда не предпринимал столь масштабного турне по своей стране, - рассказал журналистам на пресс-конференции народный артист России, лауреат Государственной премии Павел Коган. - Радостно, что нас с нетерпением ждут, тепло принимают, а в некоторых городах даже устраивают видеотрансляции - Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург: нажал кнопку компьютера - и слушаешь онлайн-трансляцию концерта.

Разумеется, журналисты не могли не спросить маэстро, как получилось, что, выступая по всему миру, с Россией оркестр, по сути, знакомится впервые.

- Многодневные турне, подобные сегодняшнему, у оркестра были разве что в Европе, Америке и Японии, - подтверждает Павел Леонидович. - Как правило, они идут на коммерческой основе, и организацией таких поездок занимались профессиональные агентства, коих в России пока нет, и даже этот тур мы организовали самостоятельно. Возить по стране и расселять более сотни человек, инструменты, костюмы - дело весьма затратное, и только финансовая поддержка Министерства культуры позволила нам решиться на юбилейный тур по стране. Но в этом плане хочу сказать, что Россия очень изменилась с семидесятых годов, когда я только начал давать гастроли. Конечно, страна была другой - не обустроенной с точки зрения логистики, бытовых условий и даже питания.

Будучи на гастролях в России сегодня, чувствуем себя практически в Европе, восхищаемся преображениями, которые очень помогают в длительных поездках чувствовать себя вполне комфортно

Свою работу Павел Коган называет миссией - способствовать популяризации традиций великой классической музыки, являющейся одной из основ духовности. Важность же духовности, по мнению музыканта, сравнима лишь с национальной безопасностью. Понимают ли это слушатели?

- Конечно, наше искусство элитарно, и в этом нет ничего постыдного, - говорит Павел Леонидович. - Наша аудитория - не миллионы слушателей, она гораздо скромнее, но очень важна: человек, соприкасающийся с великим искусством, в корне отличается от индивидуума, который плывёт по течению и ничего не может предложить поколениям. Мне важно, чтобы молодёжь тянулась к классической музыке, и, слава богу, на концертах видим огромное количество молодых людей: общество начало понимать важность того, что даёт высокое искусство.

Пресс-конференция стремительна - дирижёр спешит на репетицию, которую нам разрешили поснимать. Репетиция - это словно дверь в Нарнию: по ней всё становится ясно о самом оркестре. Помню, на репетиции Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра произведения, готовившиеся для концерта, не играли - по словам Валерия Абисаловича, музыканты у него собраны лучшие в стране, а то и мире, так что и без репетиций прекрасно играют то, что уже выучено. Поэтому, напротив, разучивали новое произведение - а дирижёр медленно бродил по залу, то и дело останавливаясь и прислушиваясь, а потом стремительно взлетал на сцену, останавливал игру и пересаживал музыкантов. Благодаря абсолютному слуху Гергиева, рассаживающего оркестрантов не по признанному порядку, а ради звучания в каждом конкретном зале, концерт в акустически сложном зале Дворца имени С. Орджоникидзе с точки зрения звука был великолепен. 

Репетиция оркестра Когана оставила другие впечатления: с акустикой зала дирижёр познакомился ещё днём, попросив организаторов "передвинуть" оркестр поближе к зрителю - чтобы большая часть звука не уходила наверх, а шла в зал. Выйдя после пресс-конференции к музыкантам, Павел Леонидович буквально десять минут поработал, затем покинул сцену. Музыканты продолжили разыгрываться без маэстро, затем стали расходиться.

- Оркестр играет эту программу даже не сотый раз, так что Павел Леонидович старается не напрягать нас перед выступлением, - улыбается на вопрос исполняющая обязанности концертмейстеров вторых скрипок Юлия Плисковская. - В оркестре небольшая текучка кадров - Павел Леонидович заинтересован в стабильности и гармонии в коллективе.

Когда-то солистом оркестра был и Дмитрий Коган - великолепный скрипач, сын Павла Когана, он приезжал в Магнитогорск с сольным проектом "Пять великих скрипок". К сожалению, Дмитрий Павлович стал жертвой онкологии, и, по признанию Павла Когана, только работа помогла пережить ему утрату. По словам Юлии Плисковской, работы этой у коллектива очень много:

- Окончив тур 4 ноября, только день отдыхаем - и снова каждые пять дней концерты в Москве, плюс записи в студии, выездные концерты, работа с приглашёнными дирижёрами,  участие в камерных ансамблях и множестве других проектов. Репертуар оркестра огромен - недавно пыталась сосчитать, сколько симфоний, концертов и каких композиторов я играю. Получился практически весь мировой репертуар - а я в оркестре только четырнадцать лет.

Тем временем зал наполняется зрителями, почти все пришли с детьми - и не обязательно они учатся в музыкальной школе

- Мне нравится классическая музыка, мама её всегда вместо колыбельных ставила на ночь, - улыбается вихрастый подросток. - Сейчас занимаюсь хоккеем, когда едем на сборы, в наушниках слушаю либо любимый рок, либо классику. Не верите? Ну, вот смотрите плей-лист, - со смехом протягивает мне айфон, в папке которого действительно Чайковский, Рахманинов, Бах, Бетховен…

- В таком большом коллективе даже встать негде, - глава города еле нашёл свободный пятачок перед сотней оркестрантов. - Замечательный оркестр приехал к нам впервые, что непростительно, ибо Магнитка регулярно принимает великих музыкантов нашего времени (музыканты и зрители смеются. - Прим. авт.). Уверен, после сегодняшнего чрезвычайно тёплого приёма вы снова посетите наш город. Если серьёзно, имя вашего коллектива, конечно, внушает некий трепет магнитогорцам, которые, помимо того, что много работают, отличаются любовью к искусству. Особенно если гениальные произведения исполняются гениальным оркестром.

В программе концерта вальсы и полонезы русских композиторов, в первом отделении - симфония Бетховена № 7. Написанная в 1812-м году, впервые она была исполнена в Вене на благотворительном концерте для раненых солдат, потому полна призывных и победных интонаций. Симфония публике очень полюбилась, особенно вторая её часть, зажившая отдельной жизнью - её часто исполняли как отдельное произведение. Но сегодня к числу самых популярных и известных среди широкой публики симфония не относится - и об этом отдельный разговор.

И Валерий Гергиев, и многие другие выдающиеся деятели искусств не раз говорили, что своими концертами хотят пропагандировать высокое искусство, но не просто подарить публике великую музыку, а в некотором роде воспитать слушателя, знакомя с неизвестными образцами классики. И в этом, мне кажется, есть противоречие. Согласитесь, гораздо легче завлечь не знатока-профессионала, а обывателя на концерт известным произведением - от осознания того, что и ему знакома великая музыка, придёт интерес, и человек сам не заметит, как полюбит Моцарта и Бетховена, Сметану и Дворжака. Безусловно, приезжая в один и тот же город регулярно, глупо постоянно исполнять Первый концерт Чайковского - одно из самых известных творений классической музыки в мире. Но хотя бы для дебюта, считаю, можно выбрать ту же Пятую симфонию великого Людвига ван Бетховена. И с мнением моим были согласны зрители, с которыми общались в антракте. Все как один отмечали великолепную сыгранность оркестра, ювелирную синхронность звучания даже на стаккато и пиццикато - на то он и ведущий оркестр страны и мира. И вздыхали потом: если бы ещё произведение было знакомым.

- Мы должны не тянуться к публике, а, наоборот, тянуть публику к себе, что и стараемся делать, - отвечает на этот вопрос Павел Коган. - Идя на поводу слушателей, можно незаметно начать терять уровень. К тому же для нас важно знакомить публику с неизвестными, но не менее великими образцами мировой классической музыкальной культуры, и это требует от слушателя определённого понимания.

Мнение понятно и заслуживает уважения, но всё же не соглашусь с маэстро. Широкая публика тоже достойна быть среди поклонников классической музыки. Просто её нужно воспитать - и начать воспитание с не менее великих, но популярных образцов. В остальном впечатления от концерта потрясающие.

Текст: Рита Давлетшина

 
По теме
Король альта и его свита - Магнитогорский металл Когда маэстро берёт в руки смычок, замирает сердце... Юрий Башмет - достаточно произнести это имя, чтобы сказать главное о состоявшемся в Магнитогорске концерте.
07.11.2018
 
«Венецианский карнавал» на струнных. В Магнитогорск приедет первый альтист мира - Магнитогорский Рабочий     Фото: Магнитогорский рабочий Магнитогорск. При поддержке губернатора Челябинской области в Магнитогорске состоится «Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале».
25.10.2018
Браво высокому искусству! Магнитогорцы рукоплескали оркестру под управлением Павла Когана - Магнитогорский Рабочий     Фото: автора Магнитогорск. Уникальный тур по стране в честь своего 75-летнего юбилея осуществляет Московский государственный симфонический академический оркестр во главе с народным артистом России Павлом Коганом.
23.10.2018
 
Вальсы и полонезы, описанные в русской классической литературе, исполнил Московский оркестр в Челябинске - Южноуральская панорама Государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана выступил в челябинской филармонии в рамках юбилейного тура, приуроченного к 75-летию коллектива.
17.10.2018
Впервые в Магнитогорске на сцене Дворца культуры имени Серго Орджоникидзе состоялся концерт Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана.
16.10.2018
Биография у мужчины была на редкость интересной [видео] Алексей КОСЕНЧУК Лидия Шумкова Кира Санникова 41-летний, ранее судимый, Павел Шаповалов, буквально за полдня успел прославиться на всю страну.
22.01.2019 КП Челябинск
До новых премьер, еткульская «Маска»! - Газета Искра 2019 год объявлен в России Годом театра. По всей стране пройдут масштабные международные и всероссийские мероприятия: фестивали, форумы, встречи, мастер-классы с театральными звёздами, премьеры.
22.01.2019 Газета Искра
Пружина сжимается. «Трактор» бьется за плей-офф - Агентство новостей Доступ Хоккеисты челябинского клуба находят свою игру и рвутся в плей-офф. Судя по всему, тренерскому штабу удалось-таки найти оптимальную модель, а руководству клуба стабилизировать хоккейную и околохоккейную обстановку.
22.01.2019 Агентство новостей Доступ
Жильцов дома в Южноуральске эвакуировали из-за сообщения о бомбе - Агентство новостей Доступ Жители Южноуральска (Челябинская область) рассказали, что жильцов дома 34 на улице Мира эвакуировали из-за сообщения о якобы заложенной в здании бомбе, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
22.01.2019 Агентство новостей Доступ
Три административные комиссии города были созданы решением городского Собрания депутатов 29 июня 2010 года.
22.01.2019 Собрание депутатов г.Магнитогорска
ООО «Мечел-Кокс» (входит в Группу Мечел) с 22 января организовал доставку своих сотрудников к месту работы – она будет осуществляться в течение всего периода ремонта аварийного путепровода в районе Коксохима ,
22.01.2019 Агентство новостей Доступ