Православная выставка-ярмарка выполнила миссионерскую работу.
На входе во Дворец спорта имени Ромазана выставка-ярмарка встречает посетителей православной бардовской песней - хотя отнесение к этому жанру наставительных текстов, исполненных священником Валерием Логачевым под гитару, условно: слишком непривычное содержание.
А при входе в зал небольшая, но постоянная очередь на поклонение Царскому кресту-мощевику. Концентрация святынь на квадратный метр просто зашкаливает: списки икон Божией Матери "Всецарица" из Греции, святой великомученицы Екатерины из Украины, Пресвятой Богородицы "Старица" из Панкраторского монастыря, икона Преподобного Долмата Исетского. Место перед иконами не пустует: посетители прикладываются к стеклу, которым прикрыты святыни - иные в молчании, иные с рыданием: у каждого свой диалог с Богом. Не редкость здесь и диалоги со священниками.
Православную выставку-ярмарку "От покаяния - к воскресению России" проводят Магнитогорская и Верхнеуральская епархия и екатеринбургская компания "Уральские выставки". Участвуют десятки монастырей, храмов и подворьев православной церкви из России, Белоруссии, Украины, Греции, Молдавии. Но посетителей немного. "Все на огородах", - понимающе вздыхает отец Николай - наместник Покровского мужского монастыря Салаватской епархии из Башкортостана. Монастырь молодой: строился восемь лет, в округе много скитов, есть свои венчальный и крестильный храмы, гостиница - она уже принимала магнитогорских детдомовцев. К окончанию строительства отец Николай приобрел на выставке для крестных ходов два переносных колокола с дивным звоном: колокольная бронза - медь, олово, серебро. Продавец сам долго пробовал колокола на звук, менял то один, то другой - для крестного хода нужен особый звон. Наконец протянул подходящие: "Эти - ваши".
На выставке у каждого свои задачи. Отец Николай свою видит в пропаганде местночтимых святых: "За тысячи верст ездим приложиться к мощам, а своих святых не знаем". Монахи не впервые на таких выставках: привозят на поклон мощи святой Зосимы Еннатской Уфимской. И в разговоре отец Николай возвращается к фигурам уральских деятелей православной церкви: оказывается, преподобный Моисей Уфимский, трудившийся на ниве божьей в годы советских гонений на христиан, наш земляк - родом из-под Троицка.
Прихожанин Валерий Рожин - тот самый, что подбирал для отца Николая нужный колокол, представляет Киевский Назарет - так в обиходе называют Свято-Благовещенский мужской монастырь. В выставочной работе видит форму миссионерства.
- Выставка-ярмарка - не базар. Это указатель к храму. Образно говоря, не всякий знает к нему дорогу, но на выставку может прийти без скованности. Здесь он получит простые ответы на свои сложные вопросы.
И на вопросы о торговле товарами православной направленности Валерий Рожин для себя уже ответил: она позволяет церкви добывать средства для развития и благотворительности. Важно только, чтобы светская торговля, всегда присутствующая на таких выставках, вписывалась в их тематику. В этот раз - вписалась: валенки, именные ложечки, мед, масло, колбасы - все было уместно.
Большинство православных павильонов представляли схожие экспозиции: ризы, церковную утварь, благовония, иконки, литературу. Повсюду принимали требы от прихожан. Особенно много было пасечной и травяной продукции. Вся экспозиция получила благословение епископа Магнитогорского и Верхнеуральского, открытие сопровождалось молебном. Были и необычные экспозиции: молодой минский Свято-Елисаветинский монастырь, занявший несколько павильонов, представил коллекции книг и музыкальных записей, косметических средств, лечебных и десертных сборов, настоек, шоколад - все в фирменной упаковке, с обозначением особенностей производства, обеспечивающих соответствие религиозным нормам: "безалкогольное", "постное". Многое - собственного производства, остальное выполнено на сторонних предприятиях по заказу монастыря.
- И в монастыре нашлось столько своих специалистов, чтобы открыть целые производственные линии?
- Еще и не с одним высшим, - заверили минчане.
Принимающую сторону представляли магнитогорский резчик по дереву Михаил Середкин с православной графикой и агаповская вышивальщица бисером Нина Шеховцова с копиями икон, городская самодеятельность. В дальнейшем Магнитогорская и Верхнеуральская епархия может представить социальные проекты, которым еще только предстоит закрепиться: передвижная церковь, проект поддержки матерей. Кинозал выставки позволяет делиться и таким материалом.
Самым ярким впечатлением был, пожалуй, контраст между яркостью экспозиций и приглушенностью атмосферы. Но контраст этот - только кажущийся. Все здесь - о высоком, значимом, вечном. И по-человечески можно было понять обеих собеседниц, по-разному отреагировавших на приглашение к разговору. Первая резко оборвала саму попытку знакомства: "Вера - сугубо личное дело. Никаких интервью". Вторая - Наталья Хусаинова - сделала действительно очень личное признание: они с мужем принадлежат к разным верам, но каждый молится своему Богу о благополучии близких. А сыновьям предоставили право выбора. Старший уже выбрал мусульманство, как отец. Младший еще определяется.
И это главная черта выставки: каждый участник вкладывает в нее много личного.