Бессмертная комедия Шекспира

Бессмертная комедия Шекспира
Фото: magmetall.ru

Спектакль "Двенадцатая ночь" оригинален, авангарден и эксцентричен.

Когда рождается хорошая идея, средства для её воплощения в жизнь непременно находятся. С этими словами режиссёра, актёра Сергея Пускепалиса трудно не согласиться, ведь "Двенадцатая ночь" (12+) была поставлена в Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина, можно сказать, чудом. Кредит Урал Банк на свой 25-летний юбилей подарил родному городу комедию Шекспира, выступив меценатом постановки.

Созидательная энергия позитива

Перед началом первого премьерного спектакля состоялось юбилейное торжество. КУБ поздравили заместитель губернатора Челябинской области Евгений Тефтелев, глава Магнитогорска Сергей Бердников, генеральный директор ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Павел Шиляев и депутат Государственной Думы Российской Федерации Виталий Бахметьев, от имени именинников - коллектива Кредит Урал Банка - выступила председатель правления банка Светлана Еремина. Удовольствие видеть очаровательную бизнес-вумен в вечернем платье и художественного руководителя спектакля, некогда - главного режиссёра Магнитогорской драмы Сергея Пускепалиса досталось не только коллективу и гостям Кредит Урал Банка - первые два показа шли именно для них, - но и широкому кругу зрителей в воскресенье. К слову, восхищает пунктуальность постановщиков - ещё в январе на пресс-конференции, посвящённой масштабному театральному проекту, были озвучены именно эти три дня - 30 ноября, 1 и 2 декабря.

Сергей Витауто в связи с колоссальной занятостью - поклонники его таланта в последний год могли видеть любимого артиста в нескольких серьёзных работах на кино- и телеэкране - взял на себя роль не постановщика, но художественного руководителя спектакля. Режиссёром-постановщиком стал москвич Николай Дручек. В творческой биографии выпускника мастерской Петра Фоменко - постановки в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Омска, Владимира, а также Шанхая и Тель-Авива. О театре режиссёр Николай Дручек говорит:

- Всегда ли наша внешность отражает нашу сущность? Зерно театральности есть в каждом человеке независимо от его профессиональной принадлежности. Человек-творец - это вообще признак свободы. Наша история, в том числе, про неистребимое желание людей ежесекундно превращать свою жизнь в театр - в хорошем смысле этого слова. Ведь театр придает жизни позитивную окраску, позволяет фантазировать, проживать какие-то сложные вещи и относиться к проблемам легче.

И действительно, положительные эмоции, заряд доброй созидательной энергии - всё это есть в новой постановке Николая Дручека. Балетмейстером "Двенадцатой ночи" - а хореография там поистине яркая и запоминающаяся - стала Мария Большакова из Санкт-Петербурга, которая в Магнитогорском драмтеатре поставила "Хануму" (12+) и "Сказку о Золотом петушке" (6+), сценографом - главный художник театра Алексей Вотяков, он же вместе с Гульнур Хибатуллиной создали креативные костюмы.

На время и навсегда

Перед спектаклем публика увидела трогательный, искренний ролик о пребывании Пускепалиса в Магнитогорске. Так, Сергей Витауто постоял на льду "Арены-Металлург": "Оказывается, скользкий!" - и побывал на экскурсии на ММК: "Когда вышел, захотелось встать на колени перед металлургами!"

Выступая перед зрителями, Сергей Пускепалис добрым словом вспомнил годы работы в Магнитогорском драмтеатре имени А. С. Пушкина:

- В кино встречаются на время, делают навсегда. В театре делают на время, встречаются навсегда.

Символично, что "Двенадцатая ночь" украсила репертуар Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина в декабре, в предновогодье. Ведь именно ночь с 31 декабря на 1 января и названа двенадцатой в череде европейских рождественских празднований. Считается, что в ночь рождения года, нового жизненного цикла врата миров открыты, и все их жители собираются в месте празднования Йоля - древнего языческого праздника, чтобы весёлым пиром приветствовать новую жизнь. Говорят, что это самое мирное время в году, когда даже злые духи достойны уважения, приветствия и праздничного угощения. Существует поверье, что свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь. Горение свечей, их свет и тепло принесут в дом счастье и удачу. Знамения, что были явлены во время Двенадцатой ночи, принимали с большим вниманием. А ещё самую большую силу приписывают словам, которые были произнесены в эту ночь.

Следующий день после Двенадцатой ночи называли днём судьбы. Новое, вернувшееся солнце снова стоит над горизонтом, день прибавляется. Всё, что сказано и сделано с восхода до заката, определяло все события наступившего года. Отсюда, возможно, и пошла примета: как Новый год встретишь, так его и проведёшь.

Во время спектакля не раз вспомнила слова Сергея Пускепалиса об относительности понятий "на время" и "навсегда". В жизни шекспировских персонажей эти понятия тоже смешались и сложились в причудливую мозаику.

Сиюминутное и вечное

И ещё подумалось: ничто не ново под луной, ибо сюжетные ходы большинства современных сериалов вольно или невольно повторяют открытия Шекспира четырёхвековой давности. Блистательная комедия положений с несколькими линиями повествования, в финале сливающимися в одну. Здесь есть всё, что мило современному зрителю: иллюзия любви и любовь настоящая, переодевания и недоразумения, розыгрыши и философия в юмористической форме, как это заведено у шутов. И даже рассуждения представителей сильного пола о природе любви мужчин и женщин кажутся весьма узнаваемыми. И, как и в жизни каждого зрителя, приходит момент, когда главное нужно отличить от второстепенного, а сиюминутное отодвинуть ради вечного. И не забудем: это же Двенадцатая ночь, а значит, в финале все должны быть счастливы, и даже справедливо выставленный на посмешище надутый индюк Мальволио прощён и одарён дружеским расположением окружающих.

В спектакле звучит живая музыка московского композитора Сергея Жукова, заслуженного деятеля искусств России, в исполнении музыкантов Магнитогорского концертного объединения. О современности великой комедии Шекспира говорит и то, что с ней отлично сочетаются и средневековые английские мелодии, и джаз XX века, и роковые рифы. Ударная установка словно комментирует происходящее - без слов, но вполне доходчиво. Да и сами музыканты вовлечены в действие, пусть и не столь активно, как персонажи пьесы. Актриса драмтеатра Анна Дашук замечательно исполняет вокальные партии, а кроме того играет роль Курио, придворного Орсино.

В "Двенадцатой ночи" занята почти вся труппа. В роли Орсино, герцога Иллирийского, - Андрей Майоров, Оливия - Александра Кохан и Мария Маврина, Виола - Елена Кононенко и Алла Вотякова, дядя Оливиии сэр Тоби Белч - Владимир Богданов, её фрейлина Мария - Лира Андреева (Лямкина) и заслуженная артистка России Надежда Лаврова, шут Фесте - Игорь Панов, управляющий Мальволио - Николай Савельев, воздыхатель прекрасной Оливии сэр Эндрю Эгьючик - заслуженный артист России Михаил Никитин.

Блистательный актёрский ансамбль, благодаря слаженности которого каждая, пусть и эпизодическая, роль играет множеством граней. Увидев "Двенадцатую ночь", хочется прийти снова - и сравнить разные интерпретации комедии, любимой на протяжении четырёх веков. О её актуальности говорит и то, что шекспировский сюжет не раз и не два переносился театральными и кинорежиссёрами в наши дни. Николай Дручек этого делать не стал, но удивительно органично для восприятия зрителя XXI века показал Англию конца XVI-начала XVII столетия, прячущуюся под именем вымышленной страны Иллирии. В разных странах и в разные эпохи людям согревают сердца любовь, долгожданные встречи с близкими, а ещё умение веселиться от души и радоваться жизни.

Текст: Елена Лещинская

 
По теме
В День новой книги читатели Центральной городской детской библиотеки имени А.М.
Безопасный пропуск паводковых вод - Администрация г. Магнитогорска На большом аппаратном совещании в администрации города начальник управления гражданской защиты населения Олег Жестовский рассказал о подготовке города к паводку.
Администрация г. Магнитогорска
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
«Как на Книжкин день рождения» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Пусть эта «Книжкина неделя» Продлится только до апреля, Но вы, читающий народ, Любите КНИГУ круглый год!
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа